Помните, когда ребёнок был совсем маленьким, самая частая фраза, которую вы от него слышали, была: «Я сам/сама!»
Действительно, стремление тоддлеров к самостоятельности не знает границ! Но потом что-то такое происходит, что некоторые из детей, дойдя до возраста лет этак пяти, почему-то уже не хотят быть самостоятельными. Наоборот, им хочется как можно больше действий «делегировать» родителям или бабушкам/дедушкам.
И, с одной стороны, хочется побаловать своего ребёнка, который так быстро растёт. А с другой - есть понимание, что не за горами школа, а там с ним носиться уже никто не будет. И тогда мамы и папы задаются вопросом: как же привить ребёнку старшего дошкольного возраста навыки самостоятельности? Давайте разбираться.
Границы самостоятельности
В первую очередь, хочется понять, а каковы границы самостоятельности у старших дошкольников?
Можно ориентироваться на существующие возрастные нормы. Например, считается, что ребёнок 5 лет и старше уже вполне может справляться с:
Скорее всего, вы не раз и не два встречались с подобными списками от врачей, педагогов, детских психологов. Но, конечно, важно помнить о том, что все мы разные, поэтому имеет смысл исходить в первую очередь из особенностей вашего ребёнка, из той точки А, в которой встал вопрос о приучении к самостоятельности.
- собственной гигиеной (однако при этом стоматологи рекомендуют до 7 лет контролировать чистку зубов);
- уборкой своих игрушек и книжек;
- одеванием/раздеванием и сборами на улицу…
Скорее всего, вы не раз и не два встречались с подобными списками от врачей, педагогов, детских психологов. Но, конечно, важно помнить о том, что все мы разные, поэтому имеет смысл исходить в первую очередь из особенностей вашего ребёнка, из той точки А, в которой встал вопрос о приучении к самостоятельности.
Как приучать ребёнка к самостоятельности
Итак, что же делать?
1. Наберитесь терпения.
На освоение любого навыка требуется время. А самостоятельность - это целая совокупность самых разных навыков.
На освоение любого навыка требуется время. А самостоятельность - это целая совокупность самых разных навыков.
2. Играйте!
Нудные нотации, давление на ребёнка с меньшей вероятностью приведут к успеху (особенно в долгосрочной перспективе), чем игра. Предлагайте ребёнку делать что-то в игре: одеться на улицу быстрее папы; самому следить, чтобы любимая игрушка «пошла чистить зубки» перед сном; не убрать игрушки, а отправить их отдыхать по домикам. И так далее.
Нудные нотации, давление на ребёнка с меньшей вероятностью приведут к успеху (особенно в долгосрочной перспективе), чем игра. Предлагайте ребёнку делать что-то в игре: одеться на улицу быстрее папы; самому следить, чтобы любимая игрушка «пошла чистить зубки» перед сном; не убрать игрушки, а отправить их отдыхать по домикам. И так далее.
3. Помощь - только по запросу.
Когда ребёнок что-то делает сам, не вмешивайтесь, если он не просит вас о помощи. Пусть медленно, пусть не идеально, но сам - а вы наблюдайте и будьте наготове.
Когда ребёнок что-то делает сам, не вмешивайтесь, если он не просит вас о помощи. Пусть медленно, пусть не идеально, но сам - а вы наблюдайте и будьте наготове.
4. «Я рядом».
Если ребёнок просит помочь и вы видите, что ему действительно трудно - помогите. И не забудьте подбодрить, сказать, что в следующий раз он обязательно справится сам.
Если ребёнок просит помочь и вы видите, что ему действительно трудно - помогите. И не забудьте подбодрить, сказать, что в следующий раз он обязательно справится сам.
5. Постепенно передавайте ответственность.
Сначала показываете, объясняете, делаете вместе, даёте прямые указания, что и как делать.
Затем - напоминаете, даёте советы при необходимости, но остаётесь готовыми помочь.
А после - уже только даёте положительное подкрепление каждому самостоятельному действию ребёнка.
Сначала показываете, объясняете, делаете вместе, даёте прямые указания, что и как делать.
Затем - напоминаете, даёте советы при необходимости, но остаётесь готовыми помочь.
А после - уже только даёте положительное подкрепление каждому самостоятельному действию ребёнка.
6. Создавайте условия.
Создавайте условия, которые будут способствовать самостоятельности ребёнка. Это и подготовленная среда (например, вещи ребёнка - в его доступе, чтобы он сам мог их доставать и убирать),
и атмосфера (в момент, когда нужно убирать игрушки - родители тоже заняты чем-то по дому; ребёнка постоянно просят о чём-то, дают ему простые, но важные поручения).
Создавайте условия, которые будут способствовать самостоятельности ребёнка. Это и подготовленная среда (например, вещи ребёнка - в его доступе, чтобы он сам мог их доставать и убирать),
и атмосфера (в момент, когда нужно убирать игрушки - родители тоже заняты чем-то по дому; ребёнка постоянно просят о чём-то, дают ему простые, но важные поручения).
7. Давайте поддержку.
Поддерживайте и поощряйте желание ребёнка преодолевать сложности, доделывать дела до конца (даже если это будет долго и нудно).
Поддерживайте и поощряйте желание ребёнка преодолевать сложности, доделывать дела до конца (даже если это будет долго и нудно).
8. Позитивная обратная связь.
Хвалите за каждый успех, за каждый сделанный шаг вперёд. Как правильно хвалить ребёнка, мы рассказывали здесь.
Хвалите за каждый успех, за каждый сделанный шаг вперёд. Как правильно хвалить ребёнка, мы рассказывали здесь.
9. Понемногу расширяйте зону самостоятельности и ответственности ребёнка.
Не пытайтесь научить его всему и сразу. Особенно, если в вашей точке А малыш особо не стремился к самостоятельности или обладал не большим количеством навыков. Осваивайте каждый навык по очереди (приоритет определяйте сами).
Не пытайтесь научить его всему и сразу. Особенно, если в вашей точке А малыш особо не стремился к самостоятельности или обладал не большим количеством навыков. Осваивайте каждый навык по очереди (приоритет определяйте сами).
Действуя постепенно, но последовательно, вы поможете своему ребёнку стать более самостоятельным, почувствовать уверенность в себе и в своих силах. А это важно в любом возрасте.