Блог школы «mALTa»

Как формировать навыки самостоятельности у детей 5-7 лет

Помните, когда ребёнок был совсем маленьким, самая частая фраза, которую вы от него слышали, была: «Я сам/сама!»

Действительно, стремление тоддлеров к самостоятельности не знает границ! Но потом что-то такое происходит, что некоторые из детей, дойдя до возраста лет этак пяти, почему-то уже не хотят быть самостоятельными. Наоборот, им хочется как можно больше действий «делегировать» родителям или бабушкам/дедушкам.
И, с одной стороны, хочется побаловать своего ребёнка, который так быстро растёт. А с другой - есть понимание, что не за горами школа, а там с ним носиться уже никто не будет. И тогда мамы и папы задаются вопросом: как же привить ребёнку старшего дошкольного возраста навыки самостоятельности? Давайте разбираться.

Границы самостоятельности

В первую очередь, хочется понять, а каковы границы самостоятельности у старших дошкольников?
Можно ориентироваться на существующие возрастные нормы. Например, считается, что ребёнок 5 лет и старше уже вполне может справляться с:
  • собственной гигиеной (однако при этом стоматологи рекомендуют до 7 лет контролировать чистку зубов);
  • уборкой своих игрушек и книжек;
  • одеванием/раздеванием и сборами на улицу…

Скорее всего, вы не раз и не два встречались с подобными списками от врачей, педагогов, детских психологов. Но, конечно, важно помнить о том, что все мы разные, поэтому имеет смысл исходить в первую очередь из особенностей вашего ребёнка, из той точки А, в которой встал вопрос о приучении к самостоятельности.

Как приучать ребёнка к самостоятельности

Итак, что же делать?
1. Наберитесь терпения.
На освоение любого навыка требуется время. А самостоятельность - это целая совокупность самых разных навыков.
2. Играйте!
Нудные нотации, давление на ребёнка с меньшей вероятностью приведут к успеху (особенно в долгосрочной перспективе), чем игра. Предлагайте ребёнку делать что-то в игре: одеться на улицу быстрее папы; самому следить, чтобы любимая игрушка «пошла чистить зубки» перед сном; не убрать игрушки, а отправить их отдыхать по домикам. И так далее.
3. Помощь - только по запросу.
Когда ребёнок что-то делает сам, не вмешивайтесь, если он не просит вас о помощи. Пусть медленно, пусть не идеально, но сам - а вы наблюдайте и будьте наготове.
4. «Я рядом».
Если ребёнок просит помочь и вы видите, что ему действительно трудно - помогите. И не забудьте подбодрить, сказать, что в следующий раз он обязательно справится сам.
5. Постепенно передавайте ответственность.
Сначала показываете, объясняете, делаете вместе, даёте прямые указания, что и как делать.
Затем - напоминаете, даёте советы при необходимости, но остаётесь готовыми помочь.
А после - уже только даёте положительное подкрепление каждому самостоятельному действию ребёнка.
6. Создавайте условия.
Создавайте условия, которые будут способствовать самостоятельности ребёнка. Это и подготовленная среда (например, вещи ребёнка - в его доступе, чтобы он сам мог их доставать и убирать),
и атмосфера (в момент, когда нужно убирать игрушки - родители тоже заняты чем-то по дому; ребёнка постоянно просят о чём-то, дают ему простые, но важные поручения).
7. Давайте поддержку.
Поддерживайте и поощряйте желание ребёнка преодолевать сложности, доделывать дела до конца (даже если это будет долго и нудно).
8. Позитивная обратная связь.
Хвалите за каждый успех, за каждый сделанный шаг вперёд. Как правильно хвалить ребёнка, мы рассказывали здесь.
9. Понемногу расширяйте зону самостоятельности и ответственности ребёнка.
Не пытайтесь научить его всему и сразу. Особенно, если в вашей точке А малыш особо не стремился к самостоятельности или обладал не большим количеством навыков. Осваивайте каждый навык по очереди (приоритет определяйте сами).
Действуя постепенно, но последовательно, вы поможете своему ребёнку стать более самостоятельным, почувствовать уверенность в себе и в своих силах. А это важно в любом возрасте.
Статьи