Мы уже писали о том, как родители могут помочь своим детям комфортно и безболезненно пройти процесс адаптации к школе.
В продолжение темы предлагаем обратить внимание на другой аспект адаптации, а именно — налаживание контакта с педагогом.
В продолжение темы предлагаем обратить внимание на другой аспект адаптации, а именно — налаживание контакта с педагогом.
Чтобы школьные годы оставили как можно более светлый след, имеет смысл выстраивать отношения с педагогом, особенно с педагогом начальной школы, который закладывает основы отношения к школе и к тому, что там происходит.
Здесь есть ряд важных нюансов. Во-первых, как говорилось в предыдущем тексте, важно разобраться с самим собой. Потому что у нас, родителей, есть свой опыт взаимодействия с учителями: негативный, позитивный, нейтральный. Есть какие-то забытые уже вещи. Но тем не менее, это тоже влияет на нас и на наш эмоциональный фон. Это может передаться ребёнку и не всегда будет для него полезным. Поэтому стоит свой опыт осознать, проанализировать и каким-то образом с собой поработать.
А что важно сделать в плане взаимодействия с учителем?
Безусловно, нужно с ним познакомиться.
И, как бы банально это ни звучало, познакомить его со своим ребёнком. Имеется ввиду не только общая коммуникативная часть («Здравствуйте, Марьиванна, это Петя, мой сын»). Знакомство будет подразумевать какие-то вопросы, которые вы зададите учителю, и ваш небольшой рассказ про своего ребёнка.
У каждого ребёнка есть какие-то особенности. А в классе детей бывает 20-30-40, и они не всегда сразу успевают сориентироваться, что происходит, да и ещё и за эти сорок минут. А учителю необходимо время, чтобы про каждого ребёнка что-то понять. Поэтому, если о каких-то вещах вы знаете, то стоит педагога предупредить заранее.
Например: ребёнок достаточно активен и подвижен, и не всегда умеет вовремя успокоиться. И не все взрослые могут на это влиять. И если у вас есть ряд способов, которые ему помогают вернуться в более адекватно-спокойное состояние, поделитесь этим с учителем. Но не в формате советов и назиданий, а в формате обмена обратной связью.
Знакомьте учителя с особенностями своего ребёнка, если они есть, и аккуратно предлагайте что-то, что вы делаете. И когда учитель это знает заранее, он может, зная ваш способ, тоже при необходимости его предложить ребёнку.
У каждого ребёнка есть какие-то особенности. А в классе детей бывает 20-30-40, и они не всегда сразу успевают сориентироваться, что происходит, да и ещё и за эти сорок минут. А учителю необходимо время, чтобы про каждого ребёнка что-то понять. Поэтому, если о каких-то вещах вы знаете, то стоит педагога предупредить заранее.
Например: ребёнок достаточно активен и подвижен, и не всегда умеет вовремя успокоиться. И не все взрослые могут на это влиять. И если у вас есть ряд способов, которые ему помогают вернуться в более адекватно-спокойное состояние, поделитесь этим с учителем. Но не в формате советов и назиданий, а в формате обмена обратной связью.
Знакомьте учителя с особенностями своего ребёнка, если они есть, и аккуратно предлагайте что-то, что вы делаете. И когда учитель это знает заранее, он может, зная ваш способ, тоже при необходимости его предложить ребёнку.
Позитивная обратная связь
Следующее, что важно педагогу, как ни удивительно — это, как и ребёнку, позитивная обратная связь.
Почему? Во-первых, педагоги — тоже люди :). Люди разные, с разными характерами, но, тем не менее, чаще всего они поставлены системой между родителями и администрацией школы. И со всех сторон с них что-то требуют. Нередки ситуации, когда диалог родителя с учителем начинается через обвинение и с констатации, что всё плохо.
Если вы хотите выстраивать контакт, то отмечайте позитивные изменения в действиях ребёнка, в том числе, благодаря за это учителя. Давайте им некоторую позитивную обратную связь о том, что вы замечаете. Например, «моя Маша стала лучше писать», или «Маша говорит, что эта тема ей очень нравится, что у вас очень интересная подача материала».
Когда вы будете давать эту благодарность (но не в смысле лести, а благодарность за реальные какие-то вещи, которые происходят), то, во-первых, учителю будет приятно чисто на эмоциональном уровне,
во-вторых, он будет видеть результаты своего труда и будет знать, что вы тоже это видите и даёте признание и уважение его действиям.
Поскольку это редко кто на самом деле делает и корректно общается с педагогами, они очень быстро эмоционально выгорают. А если вы будете это делать, то сделаете хорошо и себе, и своему ребёнку, и педагогу. И всё в системе тогда будет происходить немного лучше.
Почему? Во-первых, педагоги — тоже люди :). Люди разные, с разными характерами, но, тем не менее, чаще всего они поставлены системой между родителями и администрацией школы. И со всех сторон с них что-то требуют. Нередки ситуации, когда диалог родителя с учителем начинается через обвинение и с констатации, что всё плохо.
Если вы хотите выстраивать контакт, то отмечайте позитивные изменения в действиях ребёнка, в том числе, благодаря за это учителя. Давайте им некоторую позитивную обратную связь о том, что вы замечаете. Например, «моя Маша стала лучше писать», или «Маша говорит, что эта тема ей очень нравится, что у вас очень интересная подача материала».
Когда вы будете давать эту благодарность (но не в смысле лести, а благодарность за реальные какие-то вещи, которые происходят), то, во-первых, учителю будет приятно чисто на эмоциональном уровне,
во-вторых, он будет видеть результаты своего труда и будет знать, что вы тоже это видите и даёте признание и уважение его действиям.
Поскольку это редко кто на самом деле делает и корректно общается с педагогами, они очень быстро эмоционально выгорают. А если вы будете это делать, то сделаете хорошо и себе, и своему ребёнку, и педагогу. И всё в системе тогда будет происходить немного лучше.
Сотрудничайте с учителем
Если что-то идёт не так с ребёнком, существует какая-то негативная обратная связь, то имеет смысл в этом вопросе с учителем всегда сотрудничать. Да, учителя, конечно, разные, но в ваших интересах пробовать разные способы взаимодействия.
Здесь работают те же методы, что и с ребёнком: задавайте вопросы, проясняйте, что происходило, признавайте чувства педагога, если был некий неприятный момент — и лучше делайте это индивидуально и не при ребёнке. И задавайтесь вопросом, предлагайте учителю вместе подумать на тему, что можно сделать. Обсуждайте возможные варианты действий совместно с учителем.
Да, это не факт и нет никакой гарантии, что всегда и сразу получится. Возможно, вы в какой-то момент встанете перед выбором, когда нужно будет менять школу или педагога, потому что тут не получилось — такое тоже бывает. Это страшно, это неприятно, к этому способу стоит переходить, только если вы правда выстраивали этот контакт и совсем не сошлось. Ну, вот по энергии совсем учитель, ваш ребёнок и вы не совпадаете, так бывает. Но помните при этом, что и после смены школы, учителя, вам всё равно нужно будет делать всё то же самое, о чём у нас идёт сейчас речь.
Здесь работают те же методы, что и с ребёнком: задавайте вопросы, проясняйте, что происходило, признавайте чувства педагога, если был некий неприятный момент — и лучше делайте это индивидуально и не при ребёнке. И задавайтесь вопросом, предлагайте учителю вместе подумать на тему, что можно сделать. Обсуждайте возможные варианты действий совместно с учителем.
Да, это не факт и нет никакой гарантии, что всегда и сразу получится. Возможно, вы в какой-то момент встанете перед выбором, когда нужно будет менять школу или педагога, потому что тут не получилось — такое тоже бывает. Это страшно, это неприятно, к этому способу стоит переходить, только если вы правда выстраивали этот контакт и совсем не сошлось. Ну, вот по энергии совсем учитель, ваш ребёнок и вы не совпадаете, так бывает. Но помните при этом, что и после смены школы, учителя, вам всё равно нужно будет делать всё то же самое, о чём у нас идёт сейчас речь.
Но самое главное, что хотелось бы вам порекомендовать делать, это всегда быть на стороне ребёнка. Это не означает, что нужно вставать в позицию «яжматери» и защищать деточку от всего и всех, наплевав на окружающих. Быть на стороне ребёнка — это принимать его трудности, быть готовым его поддерживать и не поддаваться сразу давлению системы, которое иногда идёт со стороны школы, когда сразу ставят какие-то диагнозы, клеймо или оценку.
В любой сложной ситуации сядьте, успокойтесь и разберитесь по порядку. Поспрашивайте у всех, попробуйте понять, что на самом деле происходило. Если удаётся с учителем договориться, как можно корректировать трудности, то это идеальный вариант для всех участников этого процесса. Если же не удаётся, и вы понимаете, разговаривая с ребёнком, что негатива слишком много, ищите способ, как создать для него среду без стресса, в которой он сможет расти, развиваться и получать образование. Вот это — главная задача. И всё, о чём мы говорили, ровно для этого и существует.