Блог школы «mALTa»

Как сделать, чтобы ребёнок читал?

Как сделать так, чтобы ребёнок читал?

Вопрос этот в разных интерпретациях возникает и звучит в родительских кругах: от «как привить любовь к чтению» до «как заставить его читать». Формулировка зависит от объёма времени, потраченного на битву за прочитанные книги, количества «уже наконец прочитанных» ребёнком книг и уровня усталости и тревоги за его будущее.

Первое, что вспоминается из советов на просторах рунета: «читайте сами и дети будут» или «если в семье читают, то...». После где-то внутри начинает скрести родительское чувство вины, ведь, например, читаю я сейчас мало и то, пока дети спят, или в метро, а мои яркие примеры а-ля «я в твои годы зачитывался Достоевским и проглатывал по 5 книг в месяц» не помогают от слова совсем. Задача кажется неразрешимой, и я грозно устанавливаю норму в 50 страниц чтения в день и иду жарить котлеты.

Попробуем по-другому.

Для чего?

Правда, что нас всех так напрягает? Ну и пусть не читает, он ведь ещё и марафоны не бегает, и сопрано тоже у него не очень, но эти факты о своем ребёнке напрягают гораздо меньшее количество родителей. Понятное дело, за любым пожеланием (или требованием) стоит благое намерение, а если конкретизировать, то весьма определённая задача. Вот эту задачу и имеет смысл сформулировать и отделить от способа, в данном случае «читать по 50 страниц классики мировой литературы» — это способ, а задача в чём-то другом.

Итак, зачем мы хотим, чтобы ребёнок читал литературу? Для чего?
Внимание! Не путать задачи, проблемы и страхи.
Например, ответ «чтобы меньше сидел в телефоне» — не засчитывается. Можно не сидеть в телефоне, а сидеть во дворе, материться, петь песни, отжиматься, наконец.

Ответ «чтобы не был тупым» — тоже не очень.

«Написать сочинение на ЕГЭ» — решайте сами, насколько удовлетворяет вас этот ответ.
Варианты: чтобы развивал речь; обогащал свой внутренний мир; узнавал культуру другой эпохи, страны, ментальности; разобрался в себе, соотнеся себя с персонажем (это вариант ответа от моего тринадцатилетнего сына) — уже точнее.

При этом, исходя из формулировок, становится понятно, что для решения этих задач есть другие способы, кроме чтения литературы. Можно смотреть фильмы и обсуждать их. Можно пойти в театральную студию. Для развития речи — беседовать, устраивать дискуссии на любые темы, слушать аудиокниги, подкасты. Для развития эмоциональной сферы и грамотности — пойти на курсы, тренинги. Подождать, когда желание читать появится и т.д.
А следующий момент — литературу не обязательно выбирать из школьного курса.
Но при этом...

Разобраться с эмоциями

С чем стоит разобраться, это с моими родительскими эмоциями на тему «он не читает!». Что вы чувствуете? Гнев? Недовольство? Разочарование?
Возможно, и даже скорей всего, так. За всеми этими состояниями имеет смысл поискать страх. Страх чего? Да множество вариантов: будет неграмотный, эмоционально ограниченный; не сдаст ЕГЭ; на меня будут укоризненно смотреть; если не читает, значит я плохой родитель; не читает, значит, с ним что-то не так и т.п.

Не делайте детей заложниками своих страхов. Ведь, правда, странная мотивация — «вчитываться» в Достоевского или осмыслять Довлатова, лишь бы родитель не боялся вот этого всего.

Расстаться с частью этих страхов, возможно, поможет пример: среди моих знакомых есть достаточное количество людей 20-25 лет, которые в детстве не читали. Не любили, не хотели, не заставляли себя. Но потребность актуализировалась после двадцати, и сейчас эти молодые люди сами составляют списки книг, которые хотели бы прочитать, обмениваются книгами, обмениваются мнениями о прочитанном, устраивают литературные вечера. Никто из них не стал «тупым», «эмоционально отсталым» и неграмотным.

Найти мотивацию

Что же может побудить ребёнка читать книги? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните себя в 12-16 лет. Какие книги захватывали? Чем зачитывались?

Чаще всего, мы ищем ответы на какие-то свои внутренние запросы.
Если отнестись к литературе как к одному из источников ответов на запросы, то вот оно — живое и осознанное желание читать, осмыслять, проживать книгу.

Попробуйте присмотреться к интересам ребёнка. Что сейчас его волнует? Чем интересуется? Какие задачи для себя решает?
Для примера. Мы как-то делали опрос среди ребят: «Какие темы для Вас сейчас наиболее актуальны?» И вот что получилось (формулировки авторов сохранены без изменений):
— Как разговаривать с родителями и не повышать голос, не злиться и спокойно высказать свою точку зрения? (17 лет)
— Как перестать истерить с родителями? (14 лет)
— Как перестать стесняться людей, даже знакомых, зацикливаться на мелочах, научиться общаться без агрессии? (14 лет)
— Как быть, когда тебя морально обижают? (14 лет)
— Как жить-то? (15 лет)
— Как научиться сдерживать эмоции? (15 лет)
— Как справляться с паническими атаками и что делать, когда пропадает мотивация что-либо делать? (14 лет)
— Как перестать бояться публики и не стесняться говорить на сцене? (14 лет)
— Что делать, если принимаешь всё близко к сердцу? (15 лет)
— Что делать, если боишься новых знакомств, потому что думаешь, что ты кому-то не понравишься? (13 лет)
— Как дожить до 20? (15 лет)
— Как развить в себе коммуникативные навыки? (15 лет)
— Как вызвать в себе нужную эмоцию? (15 лет)
— Как не бояться сцены и быть хорошим оратором? (13 лет)
— Как вливаться в новый коллектив (14 лет)
— Как не отвлекаться на развлечения и прочий стафф в то время, когда хочешь добиться чего-то в скором времени? (15 лет)
— Как не бояться проявлять свои чувства перед людьми? (13 лет)
— Как при споре не опускаться до уровня человека, с которым ты споришь? (13 лет)
— Как правильно расставлять приоритеты и не терять время зря? (14 лет)
— Что есть агрессия на самом деле? (15 лет)
Под каждый из этих вопросов, можно предложить (читай «продать») ребёнку произведение литературы.

Так, недавно я своему сыну умудрилась преподнести «Отцов и детей». Сейчас его страшно увлекают проблемы взаимоотношений в социуме, конфликты на почве разности взглядов, социальное неравенство и… решающий фактор: «нигилизм» звучит очень интригующе.

Осталось дело за малым. Услышать запрос своего ребёнка, поразмыслить, в каком произведении литературы можно найти ответы и вовремя предложить (читай «ненавязчиво упомянуть», как эта история раскрывается) поискать ответы в «Мёртвых душах», «Войне и мире», «Как закалялась сталь» и т.д.

К тому же, я искренне верю, что «переварить» произведение литературы мозг способен только тогда, когда он к этому готов, так же как ходить ребенок начинает, лишь когда кости окрепли и опорно-двигательный аппарат готов.
Давайте читать по требованию, а не по расписанию. Это спасает от несварения.

Татьяна Васильева, основательница и директор школы mALTa
Статьи