Блог школы «mALTa»

Родительские сомнения на пути в семейное образование

Иметь выбор — это не только хорошо, но ещё и сложно. Особенно когда ты родитель, и речь идёт о том, как этот выбор повлияет на счастливость и успешность твоего ребёнка.
Сомнения — верный спутник родителя, в том числе, и при выборе образования для детей. Хочу поделиться с вами своим ТОПом мыслей и сомнений, которые возникали на нашем пути в семейное образование. Некоторые из них — «самостоятельно рождённые», частью со мной щедро поделился социум.

«Какой-то не такой»

Бытует такое мнение, что те, кто переходят на экстернатную форму обучения или не здоровы, поэтому и не могут посещать обыкновенную школу, или «какие-то не такие и вообще, странные просто дети». В нашем социуме, мне кажется, уже веками существует какая-то вшитая программа: если тебе не подходит среднестатистическая программа, то ты нестандартный. А нестандартный — значит плохой, неудобный, непонятный и нежелательный. И со страху стать таким непонятным и неудобным, мы терпим и привыкаем.
Находясь в плену этой идеи, я, например, долго откладывала решение, стремясь привыкнуть и адаптироваться к тому, что происходило с ребёнком в рамках школы. Социальное послание было настолько весомым, что, когда уже моё терпение закончилось, я встретила сопротивление сына: «Что я — ненормальный какой-то, почему я не могу учиться как все, в обыкновенной школе?»

Какие вопросы и действия могут помочь:

Какой он, мой ребёнок? Какими качествами и умениями обладает? Как познаёт мир? Какие у него интересы?
Это очень помогает действовать не реактивно в ответ на «он какой-то не такой», «он не умеет вот это», «не соответствует вот этим возрастным нормам», пытаясь подогнать под систему, а переключиться на то, какая система нужна индивидуальности. А потом просто сопоставить запрос и предложение системы.
Зачем терпеть, когда мне плохо, неудобно, не подходит?
Мало кто из нас будет носить обувь не своего размера или есть еду, которая не нравится. Или будете ли вы продолжать ходить к врачу, который лечит вам не то, что болит? Или если вы вегетарианец, готовы ли вы будете терпеливо обедать в шашлычной каждый день? Терпеть вполне можно, если то, ради чего нужно это потерпеть, важно и стоит того.
Теперь можно всё взвесить и сделать осознанный выбор. Когда выбор сделан осознанно, становится значительно спокойнее.

«У вас просто ребёнок не такой, как все, вот вам и пришлось из школы его забрать!»
«Да, у меня ребёнок не такой, как все. И не все школы ему подходят».

«Мы же все как-то выучились»

Вот это тоже про потерпеть. Мы же все как-то выучились в обыкновенной школе, и мы все как-то работаем и все мы как-то живем.

Тут вся загвоздка в этом «как-то».
Чуть проще: осознание, что это «как-то» не подходит, и для своих детей я хочу лучшего, происходит у людей, для которых свой личный школьный опыт был травматичен. Да, такие есть. Мне было сложнее, так как я в целом с благодарностью вспоминаю школьные годы и отторжения к системе у меня нет. Я была другая, время было другое, да и в 90-е крепко жила ещё в голове идея «что дают, то и бери». Тоже та ещё себе установка...

Какие вопросы и действия могут помочь:

Поработать с этим «как-то» помогает вопрос: что я на самом деле хочу для своего ребёнка?
Чтобы он «как-то» получил аттестат и окончил институт, а потом после двадцати пяти лет пусть сам разбирается дальше, продолжать это «как-то» или заняться самоопределением, саморазвитием и поиском себя?

Или есть у меня другие варианты, а у ребёнка — шансы заниматься самоопределением, гармонично развиваться и получать образование не «как-то», «потому что надо» и «бери что предлагают», а осознанно, увлечённо и качественно.

Автор: Татьяна Васильева, основательница школы «Мальта»
Статьи