«Все лгут», - утверждал один известный сериальный доктор и, кажется, был прав. Хочется нам этого или нет, но ложь присутствует в социальной жизни. И детей этот феномен тоже не обходит.
Разбираемся с психологом Светланой Селезнёвой, почему лгут дети, и что делать с этим родителям.
Часто ко мне обращаются родители, обеспокоенные и обескураженные тем, что ребёнок их обманывает. Многие психологи сходятся во мнении, что ложь – «типичная проблема детства» . Ни один ребёнок не вырос без обмана. Ложь, как феномен, является неотъемлемой частью социальной жизни. Не только дети, но и взрослые периодически говорят неправду. «Любой воспитанный человек вынужден или просто лгать, или говорить полуправду исключительно из чувства такта, хорошего тона» . Но, когда речь идёт о детях, родители очень болезненно реагируют на малейшую ложь. Обман ставит под угрозу доверительные отношения в семье.
Ложь в разные возрастные периоды
Говоря о детской лжи, важно выделить как минимум два возрастных периода.
В дошкольном возрасте точнее говорить не о лжи как таковой, а скорее о фантазировании, попытке совместить мир реальный и воображаемый. Дети часто придумывают различные истории, пытаясь с помощью собственных фантазий понять и объяснить явления окружающего мира.
В школьном возрасте, по мере развития интеллектуальных способностей, ребёнок осваивает всё более сложные формы лжи. Для обмана, приукрашивания и утаивания появляется всё больше поводов.
Почему школьники лгут?
Пол Экман – американский психолог, специалист по вопросам детской лжи, выделяет несколько причин:
• Страх наказания;
• Возможность получить то, что недостижимо другим способом;
• Попытка заслужить одобрение;
• Попытка привлечь внимание;
• Копирование поведения значимых взрослых и сверстников;
• Желание сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, избежать давления;
• Способ продемонстрировать превосходство;
• Хвастовство;
• Ложь с целью защиты друзей;
• Страх унижения;
• Ложь с целью выполнения социальной роли;
• Ложь как способ проверки собственной силы.
• Возможность получить то, что недостижимо другим способом;
• Попытка заслужить одобрение;
• Попытка привлечь внимание;
• Копирование поведения значимых взрослых и сверстников;
• Желание сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, избежать давления;
• Способ продемонстрировать превосходство;
• Хвастовство;
• Ложь с целью защиты друзей;
• Страх унижения;
• Ложь с целью выполнения социальной роли;
• Ложь как способ проверки собственной силы.
Итак, единичные случаи лжи встречаются в жизни каждого ребёнка. От реакции родителей на обман, от их способности поддерживать с ребёнком доверительные отношения, зависит, станет ли ложь привычным способом решения проблем и достижения целей.
Как родителям реагировать на обман?
1. Если речь идёт о фантазировании в раннем возрасте, обнаружив обман, достаточно дать ребёнку понять, что родитель знает, что это фантазия. Можно обратить инцидент в шутку или на некоторое время поддержать игру.
2. Если речь идет о настоящем осознанном обмане в более старшем возрасте, для начала попытайтесь определить, по какой причине ребёнок говорит неправду, какая потребность стоит за обманом.
- Может ли ребёнок доверить вам свои переживания?
- Умеете ли вы слушать безоценочно?
- Обратите внимание на уровень требований к ребёнку, не слишком ли много вы ожидаете?
- Есть ли у ребёнка право на частную жизнь?
- Проанализируйте, насколько честны вы с ребёнком и окружающими, часто ли прибегаете ко лжи и с какой целью?
Скорее всего, проделав такой анализ, вы определите причину частых обманов.
3. Поговорите с ребёнком о доверии, о том, что ложь делает невозможными доверительные отношения. Как правило, если члены семьи по-настоящему доверяют друг другу, ребёнок это ценит и не захочет рисковать доверием взрослых. К тому же, в этом случае у него есть поддержка родителей, и ему знакомы другие способы решения своих проблем.
4. Обсудите, что ложь является не единственным и далеко не лучшим способом достижения цели. Поговорите о том, как можно решить проблему, не прибегая к обману.
По мнению Пола Экмана главный вопрос, которым стоит задаться родителю – как сохранить доверие, не вторгаясь сверх меры в автономный мир ребёнка? Ответ на этот вопрос не сформулировать в нескольких предложениях. Здесь речь идёт об умении слышать, принимать и поддерживать, с уважением относиться к себе и своему ребёнку.
Автор: Светлана Селезнёва, психолог