Блог школы «mALTa»

Про детское «скучно» и амбивалентные чувства взрослого

Небольшая преамбула...
Например, вы родитель. Вы любящий родитель, у вас тёплые отношения с ребёнком, вы разговариваете, интересуетесь его увлечениями, обнимаетесь, вместе гуляете и играете, и в общем - всё гармонично. А ещё вы стремитесь дать как можно больше возможностей и создавать как можно больше чудесных моментов, которые ребёнок будет помнить всю жизнь. И вот вы, полные любви и знаний про увлечения ребёнка, предвкушая чудесное совместное времяпрепровождение, предлагаете… далее можете подписать что-то на своё усмотрение: покататься на пони, построить дом на дереве, почитать книгу, сделать супер-пупер огнемёт и пр.

А ребёнок вам: «Не хочу! Что-то не интересно!»

Или вы руководитель. Такой увлечённый, заботливый и ответственный, неделю (а может даже месяц) бессонных ночей вынашивающий идею о том, как сделать жизнь компании лучше, светлее, благополучнее, делитесь своим прекрасным планом во всех его подробностях, а в ответ: «Я даже не знаю, поможет ли нам это», «Это не всегда срабатывает» и вот это всё.
Ну, или (мы уже ближе к делу) вы педагог, до глубины души верящий в гуманистическую педагогику, деятельностный подход и то, что есть естественная мотивация к познанию и научению. Вы не только, не просто НЕ читаете вслух учебник, а пошли даже дальше введения интерактивных досок. Каждый раз придумываете увлекательнейший квест по историческим эпохам с костюмами и загадками или находите тайные дневники Пушкина, чтение которых уж точно поможет постичь языка русского красоту и увлечь в чудесный мир поэзии. Привносите всё это детям, а они: «Это скучно…» или «Зачем нам это?».
Не знаю, доводилось ли вам бывать в одной из этих ситуациях, мне довелось (бинго!) участвовать во всех трёх вариациях.
Помните ли эмоции? Вот первую, самую первую свою реакцию?

Я помню. Это такая детская обида: «Как же так? Ну я же старалась? Это же круто?». Иногда прям настолько сильная, что хочется всё бросить, развернуться и «больше не играть с ними».

И здорово, если есть умение и опыт отслеживать этот эмоциональный процесс — тогда успеваешь включить взрослого, который говорит: «Это не про тебя. Это не намерение обесценить твои усилия. Выдыхай. Давай попробуем понять: что происходит с ними? Что сейчас важно?»

Тогда есть шансы. А если не успеваешь…

Можно силой на пони посадить (уплачено уже и вообще, должно быть весело), изменения в компании активно и усиленно внедрить (я обещал, что лучше будет). А на уроке… можно аттестацией/ЕГЭ запугать и контрольную объявить! Оп!

Если сдабривать это длинными речами, добавляя в различных вариациях «как же вы не цените», «вот в наше время», «для вас столько возможностей», «вот такие страну и разваливают», «в гаджетах только и сидите», «клиповое мышление» и «влияние Запада», то работы будет много и ощущение борьбы за новое поколение и будущее страны обеспечено. А это — пластырь на ране обесценивания всё ж таки.

Почему же чувства амбивалентные?

Эту смесь разных и противоречивых чувств я впервые обнаружила, когда получила вот это «скучно» и «я не понимаю, зачем мне это знать» на занятиях по русскому языку (я иногда заменяю педагогов). Кроме обиды и некоторой расстроенной растерянности, я почувствовала восхищение.

Я в девять лет так не умела! Вот так взять и сказать, что мне что-то не интересно или не кажется нужным учить. Я просто учила, без разбору, потому что надо и мне так сказали. А они — могут. Открыто. Взять и сказать.

(На полях: ну, тут я ещё, конечно, порадовалась, что могут и потому, что в этом пространстве такое возможно в принципе, а это я его создала. Уже плюс).

Пофилософствовала, а теперь несколько методических наблюдений и выводов.

Что это за реакции детей и почему они происходят?

На самом деле, за детским «скучно» не всегда стоит реальное отсутствие интереса. «Скучно» в переводе на наш взрослый может означать:
— я боюсь начинать что-то новое;
— я боюсь, что у меня не получится (сюда же стойкие убеждения «математика это не моё», «литература для гуманитариев, а я вот сайт клёво пишу» и пр.);
— я уже пробовал в этом разобраться и ничего не получилось;
— я устал и у меня не хватает ресурса осваивать что-то новое;
— я не понимаю, зачем мне это (что я буду с этим делать, как применять, как мне это поможет чувствовать себя лучше);
— я ничего не понимаю (не понятен может быть язык: не понимаю текстом, нарисуй мне, не понимаю логику, дай прожить мне это);

… добавляйте.

О реакции взрослых

В этом для меня главное открытие года и ближайший челлендж.

На мой взгляд, одна из важных компетенций специалиста, работающего с детьми — это работать с такими детскими реакциями.

Для меня видится архиважным, чтобы ребёнок мог проявить истинное отношение и искреннюю реакцию. Потому что только так мы точнее поймём, что именно происходит, а не просто сложим необходимый ФГОСовский минимум в голову.

Детское «скучно» и «не хочу» — это сигнал о том, что мне нужно искать ключик, что мне нужно помочь ему понять, что происходит и справиться с трудностью. Это значит, нам стоит вместе пройти путь, ответить на вопросы «что мы делаем?», «зачем я это делаю?» и открыть свой способ познания и научения. Чтобы учебная деятельность стала осознанной, знание присвоено, а умение — вдохновляющим.
Что для этого нужно от нас, взрослых:
1. Уметь отслеживать свои эмоциональные реакции и включать взрослого.

2. Уметь принимать право ребёнка на эмоции, сомнения.

3. Воспринимать сопротивление как этап.

4. Помнить, что дети нам ничего не должны. Им не должно быть априори интересно.

5. Признание, что мои эмоции — это моя ответственность. А значит и работать нужно мне с ними.

6. Помнить, что сколько бы всего мы уже не встречали в нашей практике, нам всегда есть куда личностно и профессионально расти.

7. И что мы не идеальные и нам тоже нужна помощь и поддержка. А значит, нам ещё понадобится умение запрашивать помощь (супервизора, коллег или психолога, например).

Татьяна Васильева, основательница и директор школы «Мальта»
Статьи