Блог школы «mALTa»

Как хвалить ребёнка?

Помните, когда ваш сын или дочка были совсем маленькими, они получали уйму похвалы и положительного подкрепления не только от вас, но и от всех окружающих. Первый шаг, первая слово, первый рисунок…

А чем старше становится ребёнок, тем чаще вместо похвалы он слышит критические замечания. И даже при условии, что родитель критикует из лучших побуждений (воспитать/направить/вырастить человеком), сплошные замечания явно не улучшают как самооценку подростка, так и ваши с ним отношения.

В общем, похвала необходима любому человеку, в любом возрасте.
Но и хвалить тоже нужно уметь! У похвалы тоже есть определённые правила. Мы собрали их в этом тексте. Читайте, сохраняйте себе, используйте!

Правило 1: хвалите не просто так

Иногда взрослым кажется, что похвала - это проявление любви к ребёнку, поэтому скупиться на неё не нужно. Но если говорить ребёнку, что он молодец по поводу и без повода, похвала довольно быстро обесценится в его глазах.
Поэтому - сопровождайте похвалой реальные результаты или старания ребёнка.
Важно: за старания хвалим, только если очевидно, что ребёнок прилагал усилия.
Плохой пример: «Ты молодец!»
Хороший пример: «Классно! Ты так старался сегодня побить свой рекорд и тебе это удалось!»

Правило 2: хвалите безоценочно

Не навешивайте на ребёнка ярлыки, даже если они имеют положительную окраску. Да, с непривычки это может быть непросто. И не всегда сразу получается «отлавливать» у себя этот паттерн. Да и чем заменить эти самые ярлыки?

Попробуйте озвучивать свои чувства и эмоции, которые у вас вызвал поступок или достижение ребёнка.
Плохой пример: «Ты самый умный в классе!»
Хороший пример: «Мне очень радостно, что вы сегодня весь так дружно играли с сестрой и помогали друг другу!»

Правило 3: хвалите без сравнений

Это правило касается не только похвалы. Вообще ни в каких ситуациях не стоит сравнивать ребёнка с другими. (Да и себя тоже, кстати). Возьмите за правило сами и научите своих детей: сравнивать имеет смысл себя сегодняшнего с собой вчерашним - чему я научился, чего не умел раньше, какой навык приобрёл или развил, в чём стал хоть на чуточку лучше?
Плохой пример: «Ты рисуешь намного лучше, чем Катя».
Хороший пример: «У твоих рисунков такие интересные сюжеты и продуманные композиции!»

Правило 4: хвалите искренне

Иногда, если вы устали, бывает сложно эмоционально отреагировать на то, чем делится ребёнок. Хочется отделаться дежурной фразой, но это так себе идея. Ребёнок, а особенно подросток, чётко считает отсутствие искреннего интереса и сопереживания и, возможно, в следующий раз уже не захочет делиться с вами своей радостью или успехом...
Но и попытка включить актёрские способности тоже может сыграть плохую службу вам и вашим отношениям с ребёнком.

А поможет, как и всегда, искренность.
Плохой пример: «Угу, молодец…», брошенное безэмоционально, на ходу.
Хороший пример: «Знаешь, я сейчас очень устал. Но я правда очень рад за тебя, и хотел бы обсудить это чуть позже, когда немного отдохну».

Правило 5: хвалите безо всяких НО!

Разделяйте похвалу и критику. Иначе все ваши добрые слова (и сами намерения) обесценятся.
Плохой пример: «Какой вкусный салат ты приготовила! А посуду почему не помыла?»
Хороший пример: «Сегодня ты так быстро справился с домашним заданием!»

Благодарите!

По своему эффекту благодарность близка к похвале. Простое «спасибо» или даже улыбка, лёгкий кивок головы покажут вашему ребёнку, что вы замечаете и цените его старания и его самого.
Статьи Инструкции