Блог школы «mALTa»

Детские лагеря и родительские волнения

Приближается период летних лагерей, а с ними - и сомнений родителей в готовности своего ребёнка к самостоятельной жизни в лагере.
Предлагаем вместе с педагогом-психологом Лилией Сакса разобраться с этими сомнениями и найти способы их разрешить в этой статье.
О чём же мы, родители, в первую очередь задумываемся? Можно разделить наши волнения условно на две группы: про адаптацию и про навыки. Давайте рассмотрим их подробнее.

Адаптация ребёнка

В первую «группу волнений» входят переживания по поводу адаптации ребёнка. И здесь сразу скажу, адаптация к новым условиям будет у всех. Это нормальный процесс здорового организма. В этот период дети могут и будут в большинстве случаев испытывать грусть, скучать по дому, проситься к родителям.

Причём, даже если это городской лагерь.

И даже если этот лагерь онлайн. В этом случае домой проситься не будут, но привыкать какое-то время к новым условиям будут всё равно.
Что здесь могут сделать родители?
  • Предупредить. Да, честно сказать, что у ребёнка в начале могут быть такие чувства: волнение, смущение, даже страх, раздражение, злость, печаль и т.п. Потому что он не знаком с ребятами, со взрослыми, с условиями, правилами. И пока он это всё узнает, эти эмоции могут быть, и это нормально.
  • Можно вместе подумать над действиями, которые ребёнку стоит сделать для себя, для нормализации своего состояния в этом случае. Будет здорово вспомнить какой-то пример из личного опыта ребёнка, когда ему уже приходилось привыкать к чему-то новому.
  • А ещё предупредить, что адаптация/привыкание — это только какой-то период. Он закончится.
  • Проявить эмпатию, разговаривая с ребёнком о том, что он чувствует. Если он говорит, что ему бывает грустно, принять это. А не пытаться переубедить: “Да ладно, вы ж там так хорошо и весело время проводите”. Вместо этого лучше спросите, в какой именно момент становится грустно, как именно ребёнок это чувствует. Сказать, что такое может быть и это нормально. Спросите, что вы, родитель, можете сделать для ребёнка сейчас.
  • А ещё можно вместе изучить программу лагеря, правила, распорядок дня. Посмотреть фотографии или лично познакомиться с педагогами/вожатыми.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

В нем вы узнаете больше о теме воспитания детей

Подписаться!

Навыки ребёнка

А в условную вторую группу нашего беспокойства мы отнесем переживания, связанные с навыками ребёнка.
  • Это навыки самостоятельности: позаботиться о личной гигиене и чистоте одежды, о своих насущных потребностях, о своей безопасности.
  • Навыки взаимодействия со взрослыми: выполнять правила, подчиняться взрослым, делать именно то, что требуется в конкретной ситуации, а не то, что хочется.
  • Навыки коммуникации с детьми: слушать других детей, корректно излагать свои мысли, уметь взаимодействовать в команде. Уметь устанавливать личные связи с детьми: доверять и быть верным, уважать другого не только за общее между друзьями, но и за его уникальность, ценить дружбу.
И если переживания первой группы (адаптация) будут всегда, то переживаний второй группы тем меньше, чем лучше сформированы все эти навыки у ребёнка.

И это подготовка не одного дня.
Что имеет смысл делать: представьте, что ваш ребёнок живет где-то без вас и составьте список его умений и навыков, за которые вы спокойны. Поблагодарите себя!
А теперь посмотрите на список навыков, которые понадобятся ему, но он это не умеет делать или делает не на регулярной основе. Возможно, делает только после вашего напоминания или не владеет тем или иным навыком вообще.
— То, что ребёнок умеет делать, но до сих пор вам проще было это делать самому или приходится постоянно напоминать ему.

Напоминания об этих действиях стоит отдать некой внешней системе. Убрать это из зоны вашей родительской ответственности. Например, написать с ребёнком расписание, повесить на видные места записочки, написанные рукой ребёнка или хотя бы составленные им. Завести будильники в телефоне, которые буду напоминать о времени выполнения того или иного действия. И хвалить, подбадривать, благодарить.

Можно пойти дальше и придумать систему поощрений за каждое вовремя выполненное действие.
— То, что ребёнок по какой-то причине делать не умеет, но вы понимаете, что это ему понадобится.

Здесь нет другой рекомендации, как только научить его. С навыками самообслуживания это может быть такая схема:

1 — показать

2 — объяснить правила и целесообразность

3 — сделать вместе с ним

4 — помогать ему вовремя вспомнить и правильно выполнить на первых порах

5 — перевести на «внешние напоминатели», описанные выше.
А вот с развитием навыков взаимодействия с другими людьми одновременно сложнее и проще. Здесь нужен достаточный запас времени и среда для общения.
И даже если это городской или онлайн-лагерь, навыки самостоятельности и навыки общения с другими детьми никак не отменить для успешной лагерной жизни. Это то, что следует учитывать при подготовке ребёнка, подборе лагеря.
В школе mALTa мы подготовили летнюю программу для детей 6-12 лет. Приглашаем ребят провести лето интересно, безопасно и с пользой! Подробности здесь: https://maltaschool.ru/summercamps

Готов ли ребёнок к лагерю?

Чтобы понять, готов ли психологически ребёнок к лагерю, ответьте себе на вопросы:
· Ваш ребёнок умеет распознавать свои эмоции? Он сможет вам по телефону точно описать своё состояние?
· Достаточно ли у него внутренних ресурсов и опыта, чтобы управлять своим поведением, уметь слышать и слушаться взрослого?
· Как долго он обычно справляется со своими раздражением, печалью; что ему нужно, чтобы преодолеть страхи?
· Насколько успешно ребёнок умеет устанавливать контакты и поддерживать отношения с детьми?
А ещё имеет смысл задать себе следующие вопросы:
— Это я хочу отправить ребёнка в лагерь или он сам хочет?

— Зачем моему ребёнку лагерь? Или: зачем я хочу отправить ребёнка в лагерь?

— Готов ли я сам к тому, что мой ребёнок будет проводить это время самостоятельно?

— Что я могу сделать для ребёнка, если он будет скучать по дому?

— Как я могу позаботиться о себе, когда начну сильно скучать?

— Доверяет ли мне ребёнок настолько, чтобы рассказать что-то?
В большинстве своём дети довольно быстро перенимают правила общения в группе, в которую они попали и учатся на примерах взрослых и других детей. Надо ли говорить о том, что здесь показателен и пример родителей?
В детских лагерях создаются условия для полноценного и гармоничного развития детей. Учитываются психофизические особенности возраста, подбираются игры и дела для регуляции психоэмоциональных и физических нагрузок и с учётом суточной активности детей.
Поэтому большинство детей легко справляются с адаптацией и наслаждаются жизнью в условиях лагеря!

Автор статьи: Лилия Сакса, педагог-психолог
Статьи